понедельник, 8 августа 2011 г.

Анализ анимации Диснея

Сравнительный анализ работ художников-аниматоров Ричарда Базлея (Richard Bazley) и Дэвида Мониера (David Munier)

Начну с того, что найти содержательной биографии ни одного из художников мне так и не удалось, максимум - это фильмография и участие в проектах кинокомпаний. Кое-что из озвученных фактов содержат подарочные книги от интернет-магазина Златая Артель. И этой информации достаточно, чтобы понять: перед нами – истинные профессионалы 2D-анимации и фанаты своего дела, посвятившие свой талант, силы и многие годы жизни анимационному творчеству.

Вот лишь некоторые примеры.

Richard Bazley – "Дюймовочка", Дисней, 1994 г., "Покахонтас", Дисней, 1995 г., "Тарзан", Дисней, 1999 г.

David Munier – "Титан", XX Cent. Fox, 2000 г., "Анастасия", XX Cent. Fox, 1997 г., "В поисках Немо", Дисней, 2003, "Валли", Дисней, 2008

Анализ анимации Диснея

Однако должен признаться, что до сего времени я пребывал в тумане – многие из работ этих художников я принимал за результат творчества одного человека. Но столь уж сильно мое заблуждение?

Для сравнения давайте взглянем на портреты представленных здесь героев (сразу отмечу, что речь идет преимущественно о героях мужского пола, потому что зачастую именно (и только) над ними аниматоры в ходе создания фильма и работали), и для нас станет очевидным их сходство.

С чем это может быть связано, сказать трудно. В списке тех, с кем наиболее часто пересекается в работе Дэвид, имя Ричарда не упоминается, однако столь схожий стиль рисунка наталкивает на мысль о наблюдении за творчеством друг друга или даже заочном обучении, тем более, что указанная выше сокращенная фильмография свидетельствует о том, что Дэвид «кочевал» из студии XX Cent. Fox в студию Диснея (где работает Базлей) и обратно.

Однако еще большим шоком (я бы даже сказал, позором) для меня недавно стало открытие того, что именно Ричард Базлей был специально приглашен Диснеем для создания образа Джона Смита в мультфильме "Покахонтас". Я страстный фанат этого фильма, смотрел его десятки раз перед созданием своего первого ролика, но почему-то не узнал руки своего «абстрактного художника», которым в действительности оказались двое. На мой взгляд, между образами Кейла из "Титана" и принца эльфов из "Дюймовочки" даже больше общего (а ведь их создали разные аниматоры), нежели между тем же принцем и Джоном Смитом (made by Bazley)... Есть еще один немаловажный момент: разница в сроках релиза "Дюймовочки" и "Покахонтас" составляет всего 1 год, однако при тщательном просмотре складывается впечатление, что все 10 лет – технический уровень "Покахонтас" колоссально шагнул вперед, в то время как в "Дюймовочке" то там, то тут видны тени от наложенных на бэкграунд калек.

С учетом того, что 2D-полнометражка (даже с вкраплениями 3D) делается до 3-х лет, становится вообще непонятно, как Базлей умудрился оказаться в двух проектах одновременно.

Однако следует отметить, как преобразился его стиль в "Покахонтас": рисунок стал более твердым и четким, я бы даже сказал – угловатым; черты лица Смита в отличие от принца уже не дрожат «в фазах» из-за нарушения пропорций (хотя я уверен – все это результат компьютеризации анимации в 90-х). Это теперь Базлей сидит перед двумя мониторами с двумя планшетами и, загадочно улыбаясь, рассказывает на английском свои профессиональные секреты, а в конце 80-х - начале 90-х ему было туго, ибо все сводилось к ручной прорисовке и калькам.

Что же касается Дэвида, он влился чуть позже, уже в середине 90-х, в период компьютеризации и бурного развития 3D-графики в Штатах. И если герои Ричарда романтичны и влюбчивы, то герои Дэвида более современны, осторожны и прагматичны, но по-своему неповторимы и тоже умеют любить.

При сравнении видно, что рука Мониера жестче, он осознанно нарушает некоторые пропорции, придавая больше динамики и делая мимику героев ярче. Так кто же из этих аниматоров сильнее и лучше? Пожалуй, оба достойны высшей награды. Их можно сравнить с конями в одной упряжке. Я у обоих многому научился. Так, Джон Смит Ричарда Базлея научил меня вдыхать в своих героев жизнь, заставлять их дышать (буквально и фигурально) и переживать глубокие эмоции, а взъерошенный Кейл Дэвида Мониера научил придавать им динамику (в частности, это бег и падения) и выражать через нее (в т.ч. и через мимику) индивидуальность и характер каждого героя.

Сцена, где Кейл проводит по волосам (кстати, это представлено на одном из кадров) стала для меня выстрелом! Это же можно сказать и про бег. Столь реалистичная динамика, на мой взгляд, возможна разве что при позировании или при срисовке с видеоряда позирующего человека (что многие студии практиковали и практикуют).
Я, конечно, далек от их уровня, но и не претендую на звание аниматора, я просто наслаждаюсь их работой и параллельно учусь.

Возможно, мои симпатии связаны еще и с общностью наших стилей. Я мог бы сказать, что и стиль позаимствовал у этих профи (в особенности у Дэвида Моньера), однако вспомнилась мне одна сцена. Дело было в 2000 году (год релиза "Титана"), на 3-м курсе. В мае, под конец сессии, мне на Др друзья приволокли упакованную видеокассету с "Титаном" и вручили со следующими комментариями: "Знаешь, мы тут вспомнили, что ты любишь анимацию и фантастику, и решили подарить тебе "Титан", тем более, там стиль рисунка так похож на твой".

Но на тот момент у меня не было дома даже видеоплейера и денег на него тоже не было, я получал стипендию в 150 рублей, и чтобы посмотреть кассету, мне пришлось идти в гости, благо, с этим проблем не было. После просмотра я действительно был удивлен сходством стилей. Позже, в Новогодние праздники с 2002 на 2003, когда я уже работал, я купил телевизор Сони и видеоплейер Тошиба и крутил "Титан" (как и ЗВ) до рези в глазах. Не исключено, что именно тогда в моем мозгу что-то начало меняться и родилось стремление хоть какой-то степени быть причастным к анимации.

Еще на тему мультфильмов в блоге вверх по течению:
Рецензия на Феномен Андромеды и Контакт
Шрэк-рецензия на последнюю 4-ю часть легендарного мульта.

Завершая обзор, хочу отметить, что здесь я не коснулся участия аниматоров в 3D-анимационных фильмах, но это другая история, которая на данном этапе меня интересует меньше… Хотелось бы надеяться, что в будущем эти талантливые художники подарят нам хотя бы пару-тройку интересных 2D-героев, а не "свалятся" окончательно в компьютерную графику, где теряется индивидуальность каждого аниматора и где лично я их уже не "вижу".

Комментариев нет:

Отправить комментарий